Карасев Антон Андреевич – Герой Советского Союза, заместитель командира эскадрильи57-го штурмового авиационного полка 8-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС Балтийского флота. В одной авиационной дивизии воевал с А.Г. Ломакиным, защищал небо над Волосовским районом.

 

Антон Андреевич Карасев родился в деревне Старый Пруд Себежского уезда (ныне Себежский район Псковской обл.) 25 февраля 1909 года в семье крестьян. С детских лет Антон работал не только по дому, но и подрабатывал, помогая соседям – пас скот, пилил и колол дрова, носил воду и т.д.

В 1924 году Карасев переехал к своему брату в Ленинград, где устроился работать грузчиком на  Бадаевские склады, а затем рабочим на  Кировский завод. Окончил вечернюю школу, а затем 2 курса рабфака.

В 1932 году Карасев был призван в армию и направлен в военно-авиационную школу летчиков. С этого года Антон Андреевич на всю жизнь связал себя с авиацией. Незадолго до начала Великой Отечественной войны Антон Карасев окончил высшие  курсы авиации ВМФ.

Великая Отечественная война застала капитана Карасева в составе 57-го штурмового авиаполка 8-й авиабригады ВВС Балтийского флота.

Осенью 1941 года эскадрилья в составе – Карасева А. А., Потапова А. С., Клименко М. Г., Степаняна Н. Г. штурмовали дороги, идущие от Сланцев до Гдова и от Гдова до озера Самро, по которым немцы перебрасывали резервы. В то время летчики уничтожили 21 танк, 23 зенитных орудия, 24 зенитных пулемета, истребили до 1500 фашистов.

Среди летчиков ходили легенды о том, что лично Гитлер в 1941 году обещал за голову Карасева пятьдесят тысяч марок.

За первый год войны Антон Андреевич со своей эскадрилью совершил 59 боевых заданий, при этом смог уничтожить 75 вражеских танка, 450 автомашин, 2 артиллерийских орудия, 9 бронемашин, 51 зенитное орудие, 4 полевые артбатареи, 83 повозки, 4 склады с боеприпасами, 4 переправы, 9 сторожевых катера и множество другой техники.

За проявленные мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 года капитану Антону Андреевичу Карасеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Самолет капитана А.А. Карасева трижды был подбит над вражеской территорией, но благодаря мужеству и отваге он всегда приводил самолет на свою территорию.

До последних дней войны Карасев продолжал сражаться в небе. За мужество и доблесть, проявленные в годы войны награжден двумя Орденами Ленина, тремя Орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Красной Звезды, медалями.

По окончанию Великой Отечественной войны капитан Карасев продолжил сражаться в войне с Японией.

В мирной жизни до 1953 года Антон Андреевич служил в авиации ВМФ, после подполковник А.А. Карасев- в запасе. Жил и работал в Ленинграде.

 

Из книги: Буров А.В. Твои герои, Ленинград. - Л., Лениздат, 1970.-С.175-177.

Гл. Рабочий человек.

«Партизан Зиновьев и летчик Карасев - питомцы одного и того же завода - знаменитого Кировского. Но они не знали друг друга. Завод велик. Да и разошлись их пути-дороги. Василия Зиновьева послали на село, Антону Карасеву дали другое поручение - навести порядок в рабочей столовой.

Правда, Карасев отказывался. Нашли, дескать, работу слесарю: руководить поварами и официантками. Ему ответили, что от порядка в столовой иной раз и цеховые дела зависят. Он и сам это знал. Однако согласился с одним условием: наладит дело - и обратно в цех. Все-таки он учится уже на втором курсе рабфака, мечтает стать инженером.

Работа столовой действительно наладилась, однако в цех Карасев больше не возвратился: призвали в армию. В Ленинград он вернулся уже летчиком, войну встретил в звании капитана.

Когда после одной из первых штурмовок Карасев сел на аэродром, подбежавший к машине механик ужаснулся. Из кабины на него смотрел человек с окровавленным лицом. Рассеченная левая бровь отвисла и совсем закрыла глаз. На лбу рана. Правая рука, которую летчик положил на борт, выглядела так, словно ее окунули в кровь.

Но когда Карасева собрались отправить в госпиталь, он наотрез отказался:

— Пеленайте здесь. Бинты, надеюсь, найдутся. Бинты, конечно, нашлись. Однако перед тем как сделать перевязку, медики вынули восемнадцать осколков. К счастью, небольших.

А через несколько дней Карасев опять пришел на самолетную стоянку. Протесты врача не помогли. С трудом натянув шлем на забинтованную голову, он снова поднялся в воздух.

Вскоре Антона Андреевича Карасева назначили командиром эскадрильи, затем командиром полка.

Уже к весне сорок второго года штурмовики, которых водил в бой Карасев, уничтожили семьдесят пять танков, четыреста пятьдесят автомашин, двадцать два полевых и тридцать шесть зенитных орудий, много зенитных автоматов, разбили четыре переправы. Весной 1942 года за один лишь месяц Карасев со своими летчиками потопил восемь транспортов и восемнадцать катеров противника.

Кстати, это было основным его делом. На то он и морской летчик. Но очень часто ему приходилось бить по наземным целям. Одно время Карасев штурмовал дальнобойные батареи, обстреливавшие Ленинград.

Удары по кораблям и дальнобойным батареям требовали одного и того же - большой точности. Пикировать надо было пониже, не считаясь с опасностью.

Стараясь получше объяснить принцип такого бомбометания, Антон Андреевич берет карандаш и лист бумаги.

— Вот это корабль противника, - говорит он, начертив вытянутый овал. - А вот это мой самолет, - и выводит фигурку, напоминающую букву "Т". - С высоты тысяча двести метров даю ручку от себя и камнем падаю вниз. От большущей скорости самолет начинает колотиться. Но запаса прочности у наших штурмовиков хватало. Всем самолетом прицеливаюсь в корабль и бросаю бомбу. Бросаю так же, как мальчишки швыряют камешек, чтобы он подольше прыгал по воде. Только в моем "камешке" двести пятьдесят килограммов. Борт пробивает запросто. Если и нырнет бомба под киль, кораблю все равно не спастись: тут же взорвется. Только и сам не зевай. Не успеешь "прыгнуть" через корабль - врежешься в него раньше бомбы. Все это нетрудно рассказать, а начертить совсем просто. А сколько мужества, сколько самоотверженности требовал каждый такой полет!

...Под конец нашего разговора я заметил, что Антон Андреевич все чаще поглядывает на часы. Время было уже действительно не раннее, но ведь не на полеты же ему завтра с утра. Он в отставке. Когда я сказал об этом, Антон Андреевич удивился:

— Какая там отставка? - И тут же поправился: - Как летчик, конечно, числюсь в отставке. И пенсию получаю. Могу отдыхать. Да без дела не сидится.

Оказалось, что Антон Андреевич работает на заводе, в котельном цехе.

— Работа не тяжелая, - сказал он. - Ни топки, ни угля - все заменил газ. Чистота, приборы. Поглядываю на них, как когда-то в кабине самолета.

И рассмеялся.

— По старой привычке все самолеты да самолеты. Но если проще сказать - рабочему человеку без дела никак нельзя. А я ведь сызмальства рабочий».

 

Умер Антон Андреевич Карасев  23 мая 1980 года.

 

Герои земли Волосовской / автор – составитель Т.Е. Данилова - Гатчина: НИЦ "Курчатовский институт" - ПИЯФ, 2020.- С.25-26.

Буров, А.В.Твои герои, Ленинград / А.В. Буров.- Л.:Лениздат,1970.-С.175-177.

 

Карасёв, Антон Андреевич — Википедия

 https://ru.wikipedia.org/wiki/Карасёв,_Антон_Андреевич

© 2024 МКУК «Волосовская городская центральная библиотека»
188410, Ленинградская обл г. Волосово, пр. Вингиссара, 57
Яндекс.Метрика
Во время посещения сайта МКУК "Волосовская городская центральная библиотека" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Подробнее.