Василий Сергеевич Голубев – летчик 73-го бомбардировочного авиационного полка Краснознаменного Балтийского флота, гв. капитан. Служил в одном полку с А.Г. Ломакиным.
Чижиков Иван Тимофеевич - гв. младший лейтенант, стрелок-радист.
Козлов Николай Степанович - гв. лейтенант, штурман.
Погибли в бою над станцией Волосово 26 января 1944 г.
О подвиге:
Последний свой 99-й вылет В. Голубев совершил 26 января 1944 г.
В полдень над Волосовом появился одиночный самолет. Разбомбив эшелоны на станции, он точным ударом двух бомб разбил штаб зондеркоманды, где шло совещание. Жители видели, как фашисты извлекали из-под горящих обломков трупы своих офицеров. Отбомбившись, самолет начал набирать высоту, уходя в облачность, но загорелся и, снижаясь, упал в районе Красной Мызы (по прямой 17 км от Волосово). Там, на кладбище, местные жители похоронили летчиков.
Голубев Василий Сергеевич родился в 1914 г. в деревне Никитино Дмитровского района Московской области.
После семилетки готовился стать педагогом в Загорском техникуме, но так получилось, что из двух увлечений - педагогика и авиация — окончательное предпочтение Василий отдал самолетам.
Он окончил школу морских летчиков и прибыл в распоряжение командования Гатчинской авиадивизии.
Через год началась война. Военно-воздушные силы активно включились в сражение в первые часы войны, когда враг был далеко от Ленинграда, а наземные войска округа приводились в боевую готовность.
Вслед за истребителями первые ответные удары по вражеским объектам и их базовым аэродромам нанесли представители главной ударной силы морской и сухопутной авиации — бомбардировщики.
Днем и ночью неустанно громили врага на суше и в море балтийские летчики.
Звено Василия Голубева и другие экипажи смешанного авиаполка под командованием командира Героя Советского Союза Анатолия Крохалева отличились в трудных боях на Даугаве, под Псковом, Островом, Таллином и над водами Ирбенского пролива.
В августе 1942 года в одной из газет опубликован снимок трех летчиков в морской форме. О командире Василии Голубеве, штурмане Казакове, радисте Смирнове говорилось так: «Экипаж морского самолета-разведчика, потопивший канонерскую лодку противника и зажегший крупные бензохранилища на одной из вражеских морских баз на Балтике». Голубев получил боевую награду — орден Красной Звезды. Через месяц Василий мастерски посадил горящий самолет на Неву, сохранив жизнь экипажу.
Бомбардировка с крутого пикирования — тогда был новый метод в авиации. Голубев овладел им одним из первых и, применяя его, одновременно обучал этому искусству других пилотов. Удар с пикирования стал знаменит, когда с его помощью был разрушен Нарвский мост. Балтийская железнодорожная магистраль была в руках фашистов. 50 поездов в сутки везли по ней немецких вояк, боеприпасы, горючее. Разрушить мост было крайне важно. Шестерка самолетов, ведомая Голубевым, четырьмя прямыми попаданиями полностью разрушила 2 центральные фермы, и мост рухнул в воду. За этот снайперский удар Василий Сергеевич Голубев был награжден вторым орденом Красной Звезды.
Василий Сергеевич Голубев - кавалер трех орденов Красного Знамени.
Чижиков Иван Тимофеевич родился в 1914 году в Рязанской области, Пронском районе, дер. Албушево.
В начале 30-х годов приехал в г. Москву, где получил специальность повара. Работал в вагоне-ресторане поезда "Москва-Севастополь". При призыве в армию скрыл свою профессию, так как не хотел работать по специальности, а мечтал стать летчиком.
В 1937 г. окончил Ленинградскую школу воздушных стрелков-радистов и стал кадровым военным. Был участником Советско-Финской войны. Член ВКП(б), Гвардии младший лейтенант, начальник связи эскадрильи 12-го ГПАП (73-й БАП ВВС КБФ).
За мужество и отвагу был награжден медалью «За боевые заслуги», орденами «Красной Звезды» и «Красного Знамени». Он с честью выполнил суровый наказ матери: не щадя себя, бить извергов-фашистов.
Погиб 26 января 1944 года в составе экипажа бомбардировщика ПЕ-2, выполняя боевой вылет.
Николай Степанович Козлов родился в поселке Бор на берегу Волги возле индустриального центра — города Горький.
После окончания Военноморского авиационного училища имени Леваневского он прибыл на Балтику. Боевая биография молодого стрелка-бомбардира началась сразу же с июля 1941 года. Она была короткой, но славной биографией.
До прибытия в 73 авиаполк Николай Степанович Козлов воевал в составе 25 отдельной авиаэскадрильи. На своем легком бомбардировщике он громил гитлеровцев в районах Ново-Лисино, Отрадного, острова Сомерс и вел разведку немецких объектов.
За это его наградили орденом «Красной Звезды».
За боевые вылеты на пикирующем бомбардировщике и проявленные при этом мужество и отвагу Н. Козлов получил второй орден «Красного Знамени».
Николай Козлов погиб 26 января 1944 г., когда ему было всего 20 лет.
Отрывок из статьи гвардии полковника запаса, бывшего начальника
разведки авиакорпуса Л. Яшкина,
опубликованной в общественно-политической газете «Сельская новь» от 20 июля 1974 года.
«Гром артиллерийских залпов неуклонно приближался к районному центру Волосово, который оккупанты спешно готовили к обороне. На сходящихся двух магистральных шоссе сплошной поток машин всех видов в несколько рядов. Станция забита эшелонами. Идет лихорадочная погрузка техники, штабного скарба и награбленного имущества.
В помещении «Зондеркоманды» шло совещание гестаповских главарей. Враг заметал следы своих злодеяний. В местном лагере военнопленных готовился заключительный акт кровавой драмы — убийство оставшихся в живых узников. Но коварным замыслам врага в этот раз не суждено было осуществиться.
В полдень над Волосовом появился краснозвездный самолет. Это был экипаж 73-го авиаполка Военно-воздушных Сил КБФ командира эскадрильи гв. капитана В.Голубева.
Самолет с ходу отбомбился по эшелонам на станции, взорвав несколько десятков вагонов с боеприпасами и награбленным имуществом, а затем отштурмовал автоколонну, отступающую по шоссе на Кингисепп. Развернувшись с высоты, балтийский бомбардировщик точным ударом двух бомб разнес в щепы казарму «Зондеркоманды».
— Нас поражала отвага летчика, который действовал дерзко и смело, пренебрегая опасностью. Он шел так низко, что мы хорошо видели весь экипаж. Бомбы попали точно в дом палачей, — рассказывал в последствии житель Волосова тов. Платонов,
— Нам казалось, что это не самолет, а какой-то крылатый мститель. Он всюду,
где были немцы, сеял только смерть и разрушения, — рассказывали очевидцы подвига Федоров и Мазурова.
А грозный ПЕ-2, развернувшись над Лагоновом, снова пролетал вдоль шоссе, чтобы дать возможность штурману и стрелку-радисту вести огонь из пулеметов. Козлов и Чижиков обрушили свинцовый ливень по машинам и мечущимся в панике солдатам.
Вдруг самолет резка вздрогнул, покачнулся, позади левого мотора показался черный дым и языки пламени. Затем, как видно, управляемый твердой рукой пик довернул вправо горящим факелом врезался в скопление автомашин в центре Волосова».
На водонапорной башне железнодорожной станции Волосово установлена мемориальная доска, увековечившая подвиг 26 января 1944 года экипажа бомбардировщика-штурмовика Пе-2.